Как правильно подготовиться к детскому саду?

9 апреля 2018 - Администратор

Как правильно подготовиться к детскому саду?

 

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активность мам очень высока, поэтому решения в пользу детского сада принимаются легко, без долгих обсуждений. Однако взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

     Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не только найти правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.

     Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций  ребенка, расстройством сна, аппетита.

     Для каждого ребенка острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. В связи с этим выделяется три варианта адаптации:

·        Легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;

·        Адаптация средней тяжести – в течение месяца;

·        Тяжелая адаптация – требуется от 2 до 6 месяцев.

     Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушению здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений первого этапа и обеспечить оптимальное течение адаптации необходимо обеспечить постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

     Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем же объясняется такое поведение детей?

     Причины могут быть самыми разными:

·        Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, где встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей).

·        Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения.

·        Наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании и т.д.);

·        Несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков.

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама - ребенок, бабушка – ребенок), ограничен рамками семьи (мама, папа, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в дошкольное учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения ребенка.

 

Способы уменьшить стресс ребенка.

    

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно влиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому посещению ДОУ. В процессе подготовки к детскому саду необходимо особое внимание уделять:

-       Режиму дня (он должен соответствовать режиму детского сада);

-       Рациону питания необходимо приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные блюда (запеканки, вареники), рыбные блюда и т.д. (познакомить с примерным меню);

-       Удобной и комфортной одежде (в соответствии с сезоном и индивидуальными особенностями ребенка);

-       Сформированности культурно-гигиенических навыков (умение принимать пищу самостоятельно, самостоятельное посещение туалетной комнаты «прирученность к горшку», умение самостоятельно помыть руки, одевать несложные элементы одежды).

Для хорошего самочувствия малыша имеют значение и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать. В детском саду дети едят сами, сидя за столами. Воспитатели только докармливают их по необходимости. Педагоги не смогут просто физически уделить должное внимание всем детям, если кого-то приходится кормить держа на руках ребенка. То же будет происходить и при укладывании спать. Отличные от общепринятых привычки при засыпании (укачивание и засыпание на руках) отвлекают воспитателя, при этом он не может уделить внимание каждому ребенку. Отказ от этих привычек при кормлении и укладывании спать в период адаптации в ДОУ приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому всю коррекцию необходимо провести в домашних условиях и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.

     Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться в детском саду не будет себя чувствовать беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций. 

     Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Поэтому в первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Период привыкания индивидуален для каждого ребенка, но родители должны знать, что ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.

     В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения, любит находиться на руках у взрослого и т.д.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. Если к моменту поступления малыша в детский сад вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.

     Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

     Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить какую одежду он наденет утром.

     В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

     Психологически очень важным моментом является то, ребенок понимает (после соответствующих объяснений) – никто не остается в детском саду навсегда, за всеми вечером приходят родители.

     Так же очень важно продолжать уделять ребенку как можно больше внимания. Довольные тем, что ребенок наконец-то в детском саду, некоторые родители облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот,  как можно больше времени проводить с ребенком в этот период жизни. Этим родители показывают, что нечего бояться, что они все так же рядом.

 

Основные особенности нормально текущего периода адаптации.

    

1.     Нарушения настроения.

2.     Нарушения сна

3.     Нарушения аппетита

4.     Понижение иммунитета

5.     Нарушения поведения

 

Исход адаптации

     Адаптационный период считается законченным, если:

·        Ребенок с аппетитом ест;

·        Быстро засыпает, вовремя просыпается;

·        Играет.

Сколько времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Полюхович В.В.

старший методист МБДОУ «Детский сад №26 «Росинка»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!